Если ребенок...
Памятка родителям будущего первоклассника
Каждый ребенок уникален или как научить дошкольника понимать и запоминать информацию
ЕСЛИ РЕБЕНОК …
Если ребенок рассеян...
- Принимайте ребенка таким, какой он есть.
- Не ругайте за то, что он рассеян.
- Не ставьте рабочий стол ребенка рядом с окном. Уберите с него посторонние предметы. Устраните шумы, способные отвлечь его от интеллектуальной деятельности.
- Научите ребенка планировать свою деятельность. При выполнении учебных заданий научите пользоваться алгоритмами (программой действий) и на первых порах помогите их составить.
- Поддерживайте четкий распорядок дня.
- Используйте зрительные опоры для укрепления устных инструкций и заданий.
- Давайте ребенку только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения. Во время работы не отвлекайте его.
- Учите ребенка ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, выполнять действия, сличать результат с запланированным.
- Научите рассеянного ребенка вязать, шить, вышивать, фотографировать, выжигать и т.п., так как эти виды деятельности способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности.
- Поручайте рассеянному ребенку ответственные задания, требующие поэтапного достижения цели. В случае необходимости осторожно направляйте его.
- Чаще просите проверить ошибки в чьей-либо тетради, выполнить кропотливую работу (н-р: перебрать пшено и т.д.).
- Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, усидчивости и сосредоточенности.
Если ребенок застенчив...
- Выражайте безусловное расположение ребенку.
- Обращайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует повышения уровня тревожности.
- Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.
- Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить.
- Заранее разъясните ребенку новую ситуацию, и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.
- Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и переносить поражения. Учите тому, что неудача - это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.
- Помогите застенчивым найти и оценить в себе все то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу без излишнего смущения.
- Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его возможностям.
- Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны.
- Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успокаивает, лечит и стабилизирует ребенка.
- Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми.
- Учите ребенка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями к вашим друзьям, соседям.
- Обращайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста, “глаз-в-глаз”, т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.
- Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить.
- Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и искренне. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.
Если ребенок тревожен и испытывает страхи...
- Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
- Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность.
- Насыщайте жизнь ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите “добрыми глазами”, осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребенка, оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам, слушайте ребенка “активно”.
- Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.
- Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был больше).
- Удалите из окружения ребенка тревожных и истеричных людей.
- Не рассказывайте ребенку страшные истории не только на ночь, но и днем. Не читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы.
- Занимайте ребенка какой-либо деятельностью в течение дня. Если ему нечем заняться, он может возвращаться к своим переживаниям.
- Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу.
разберите ее во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно придумайте и прорепетируйте его собственное поведение.
- Объясните ребенку, что собой представляет пугающий объект, как он устроен, ”откуда берется”.
- Запаситесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно.
- Если страхи у ребенка не проходят и имеют навязчивый характер, прибегните к помощи специалиста.
Если ребенок агрессивен...
- Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
- Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня что ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.
- Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
- Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
- Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.
- Расширяйте кругозор ребенка.
- Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом.
- Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на ней внимания окружающих.
- установите строгий запрет на агрессивные действия ребенка. Попытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их.
- Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-приемлемый и эмоционально-наполненный смысл.
Бороться с агрессивностью нужно:
- Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
- Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.
- Отвлечением, Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.
- Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка - подождите, пока поступок повторится.
- Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это побудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
- Будите ребенка утром спокойно, будьте терпеливы, постарайтесь не подгонять его: рассчитать время, необходимое на сборы в школу, — ваша задача.
- Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: если на первых уроках он будет думать о булочке и соке, то не сможет сосредоточиться на материале урока. Если ваш малыш не любит «школьную» еду, обязательно положите ему в портфель то, что он предпочитает, — маленький питьевой йогурт, пирожок или яблоко.
- Прощаясь перед дверями школы, подбодрите ребенка, пусть он услышит несколько ласковых слов, а не предупреждения вроде «не балуйся», «веди себя хорошо» или «только попробуй принеси плохие отметки».
- Если после уроков учитель сделал какие-то замечания по поводу поведения или усвоения материала вашим ребенком, не торопитесь сразу выяснять отношения с педагогом (особенно при ребенке) или с самим первоклассником. Если ребенок возбужден, очень хочет поделиться с вами чем-то, выслушайте его. Если огорчен, молчит, не пытайте его вопросами, пусть успокоится и все расскажет сам немного позже. Делайте выводы, выслушав обе стороны.
- Постарайтесь встречать ребенка после уроков доброжелательно. Даже если вас волнуют его успехи в школе, не начинайте беседу с ним с вопроса: «Что ты сегодня получил?» Это не самое главное в жизни маленького ученика. В противном случае ваша тревога может только усилить беспокойство, свойственное ему в первые учебные дни.
- Придя из школы, не усаживайте ребенка сразу за уроки: погуляйте вместе, пообедайте, очень полезен дневной сон.
- Помогая ребенку при выполнении домашних заданий, наберитесь терпения, подбодрите его: «У тебя все получится», «Давай разберемся вместе». Помогайте только в том случае, если ребенок действительно не справляется сам.
- Через каждые 15—20 минут работы предоставляйте ребенку возможность сменить вид деятельности, например предложите подвижную игру.
- Если ребенок говорит, что плохо себя чувствует, отнеситесь к этому серьезно: быть может, темп работы слишком напряженный, не соответствует его физиологическим возможностям.
- Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными успехами (неделю, месяц назад и др.), а не с результатами одноклассников и сверстников.
- Даже если домашняя работа выполнена, на ваш взгляд, недостаточно аккуратно, желательно не заставлять ребенка переписывать ее: утомление от чрезмерных ежедневных нагрузок может перерасти в переутомление и даже вызвать «внезапную» болезнь.Воспринимайте полученные ребенком в школе оценки спокойно, не драматизируйте ситуацию и не хвалите его чрезмерно, фиксируйте внимание ребенка не на отметке, а на реальных достижениях: обращайте его внимание на то, чему он научился за день, неделю, месяц и т. д.
- Укладывая ребенка спать, вспомните вместе с ним, чего он достиг в течение дня. Постарайтесь отметить его малейшие достижения: красиво написанная буква «В», аккуратно уложенные в портфель тетрадки, быстро выполненное задание по одному из предметов. Пусть долгий день вашего ребенка завершит встреча с друзьями на прогулке.
- Предъявляйте в семье единые педагогические требования к ребенку, все свои разногласия и недовольства по поводу школы, программы обучения, учителя обговаривайте без него.
Назад
КАЖДЫЙ РЕБЕНОК УНИКАЛЕН, или КАК НАУЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКА ПОНИМАТЬ И ЗАПОМИНАТЬ ИНФОРМАЦИЮ
Еще одной ловушкой для взрослых, готовящих ребенка к школе, является то, что родители (или даже педагог), объясняя ребенку новый материал, опираются прежде всего на свои особенности, подавая материал в удобной для них, взрослых, форме, предлагая такие способы понимания, заучивания, которые когда-то в детстве помогали именно им. Например, папа просит ребенка составить план задачи, а мама, которой когда-то это помогало, требует чуть ли не дословного пересказа условия задачи. Бабушка же предлагает считать на пальцах. Ребенок, возможно, с трудом осваивает все предложенные ему способы, но у него есть свой рецепт успешности, о котором, к сожалению, взрослые даже не догадываются спросить. Вот и приходится малышу приспосабливаться сначала к папи-ной-маминой-бабушкиной манере, а затем — к манере учителя.
А ведь любой из нас, взрослых, знает, что каждый постигает мир удобным для него способом, у каждого есть свой стиль овладения знаниями. Повезет, если ведущий стиль восприятия информации ребенком и стиль подачи информации учителем совпадет. Однако опыт показывает, что это происходит далеко не всегда, даже когда нас учит по всем предметам один и тот же педагог. А что же делать, если уже в первом классе в некоторых школах ребенок за один учебный день обучается сразу у 3—4 учителей? Как избежать конфликта стилей, который может привести как к неуспеваемости, так и к эмоциональным срывам ребенка и даже к отказу посещать школу? Прежде всего — быть внимательным к ученику.
Каждый ребенок уже до начала систематического обучения в школе обладает определенным опытом, который, к сожалению, далеко не всегда ему удается использовать. Ведь взрослые очень редко спрашивают его об этом, а сам он пока еще не умеет переносить уже имеющийся у него навык на разные виды деятельности.
Индивидуальный стиль возникает на основе природных форм реагирования, зависит от наследственных задатков, но вырабатывается в процессе воспитания и развития.
Чаще всего родители склонны передавать известную информацию детям удобным для них самих способом. Если возможности ребенка совпадают с темпом, объемом, характером материала, подаваемого взрослыми, проблем не возникает: малыш быстро воспринимает информацию. Естественно, занятия в этом случае доставляют удовольствие как ребенку, так и взрослому. Однако многие родители сталкиваются с тем, что их сын или дочь, казалось бы такие смышленые и заинтересованные в новых знаниях, не могут понять элементарных объяснений простых, доступных вещей. Родители подчас бьются по несколько дней кряду, пытаясь объяснить ребенку ту или иную прописную истину, в результате чего у него появляются слезы, а у взрослых возникает раздражение и даже обида на непонятливого ученика. Почему так происходит? Ведь и взрослый и ребенок действительно заинтересованы в занятиях и проявляют старание. Причиной такого взаимного непонимания и, как результат, низкой эффективности занятий может быть как несоответствие стиля обучения ребенка стилю подачи информации взрослым, так и недостаточный учет индивидуальных особенностей маленького ученика.
Чтобы не допустить подобного и не лишить ребенка радости познания, необходимо, готовя его к школе, осуществлять индивидуальный подход, учитывать пол ребенка, его темперамент, потребность в общении, движении, состояние его здоровья и т. д. О том, как учитывать некоторые из этих особенностей, делая тем самым процесс подготовки к ш?оле более интересным и приятным, мы и постараемся рассказать
ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ
Зачастую мы, родители и педагоги, не учитываем не только таких скрытых индивидуальных особенностей малыша, как стиль мышления, способ запоминания и сохранения информации, но и таких явных различий, как принадлежность к тому или иному полу.
Надо признаться, что мы, как правило, игнорируем в процессе подготовки к школе, мальчик или девочка является нашим подопечным, и предъявляем подчас невыполнимые требования, поскольку не учитываем их специфических особенностей. Так, нам приятно иметь дело с усидчивой девочкой, физиологическая и психологическая готовность к школе которой соответствует норме. Общаясь с ней во время занятия, мы часто ее хвалим, обращая внимание остальных детей на то, как должен вести себя ученик. А сидящий рядом с ней мальчишка, все мысли которого связаны в этот момент с игрой в «ментов», раздражает нас, хотя мы и знаем о том, что школьная зрелость зачастую у девочек формируется раньше, чем у мальчиков. Значит, и требования к мальчикам и девочкам должны быть различными. Должны быть... но на деле все оказывается иначе, и далеко не всегда мы учитываем половые различия учеников. Специалисты же утверждают, что мальчики и девочки имеют специфические особенности, которые проявляются как во время подготовки к школе, так и в период систематического обучения, причем уже в начальных классах.
Различия в готовности девочек и мальчиков к школе могут быть обусловлены характером мотивации. Как правило, девочки мотивированы на содержание учебной работы, а мальчики выражают негативное отношение к ней и к системе школьных взаимоотношений вообще.
Отношение девочек к учебе зависит от степени их эмоциональной включенности в этот процесс, от эмоционального принятия учительницы. Но если требования учителя не вполне соответствуют особенностям их психики, они, вследствие большей конформности и внушаемости, чем у мальчиков, быстрее адаптируются к новым и нехарактерным для них способам деятельности. Мальчики же в подобнойситуации чаще выражают протест, вплоть до отказа посещать школу. Причем, если учитель или родители отчитывают ребенка за «неудобное» для взрослых поведение, мальчики, как правило, гораздо быстрее «отключаются», просто переставая воспринимать информацию.
Девочки обычно успешнее мальчиков в выполнении заданий, связанных с речевой деятельностью, а мальчики — в выполнении нестандартных учебных задач.
Проведенное нами исследование показало, что мы, взрослые, воспринимаем мальчиков как более смелых, подвижных, веселых и общительных по сравнению с девочками. Девочки же, по мнению опрошенных взрослых, умнее, серьезнее, старательнее, дисциплинированнее, добрее, вежливее, самостоятельнее и внимательнее, чем их сверстники-мальчики.
Большинство респондентов заявили, что хотели бы, чтобы мальчики выросли умными (78 %), сильными (72 %), смелыми и решительными (70 %), заботливыми (65 %), трудолюбивыми (51 %), добрыми (51 %). От девочек же мы, взрослые, ожидаем, что они вырастут умными (80 %), добрыми (74 %), заботливыми и ласковыми (64 %).
Проанализировав полученные данные, можно увидеть, что, ожидая от повзрослевших детей проявления определенных личностных качеств, мы, как ни парадоксально, зачастую сами лишаем их возможности соответствовать нашим ожиданиям. Ведь если мы хотим, чтобы мальчик превратился в сильного, смелого мужчину, то, вероятно, не стоит подавлять его смелость и решительность, требуя беспрекословного подчинения в школе. Как он может стать смелым и решительным, если любая активность ребенка, не запланированная нами, резко прерывается, запрещается родителями и особенно — педагогами? А ожидая, что девочка станет доброй, заботливой и любящей женой и матерью, мы, наверное, напрасно требуем от нее в школьные годы чрезмерной ответственности, даже жесткости, а также досконального изучения тех дисциплин, которые вряд ли пригодятся ей в жизни.
Интересен факт, что самое одобряемое взрослыми качество девочек и мальчиков в будущем — ум. Однако наши ожидания от школьников сегодня связаны с послушанием, дисциплинированностью, ответственностью. А для того, чтобы дети стали умнее, мы, взрослые, делаем не так уж много — увеличиваем поток информации, — что в конечном итоге вряд ли будет способствовать достижению нашей цели. Увеличение объема знаний и «бесполое» — недифференцированное, не учитывающее половых различий мальчиков и девочек — обучение, скорее всего, приведет к снижению учебной мотивации и уменьшению успехов наших детей.
С. В. Зверева обращает внимание на интеллектуальные различия мальчиков и девочек, отмечая, что академическая успеваемость мальчиков в школе определяется уровнем развития общего, вербального (речевого) и невербального интеллекта. У девочек же успешность обучения чаще всего зависит только от развития вербального интеллекта. Если задание учителя интересно для девочек и вызывает у них положительные эмоции, то они, как правило, используют все свои речевые возможности, чтобы получить высокую оценку. Кроме того, именно девочки стараются учиться лучше, если им нравится учитель.
Интересны приводимые С. В. Зверевой факты, подтверждающие зависимость успешности обучения первоклассников от типа их темперамента. Так, больше всего проблем с получением высоких оценок —
у мальчиков-меланхоликов и девочек-холериков, что, безусловно, может объясняться существованием стереотипов о мужественности и женственности. Сангвинический тип темперамента, особенно для мальчиков, — наиболее «удачен» с точки зрения обучения в начальной школе.
Выполнение хотя бы самых общих правил взаимодействия с мальчиками и девочками поможет взрослым избежать многих педагогических ошибок.
Поэтому, готовя ребенка к школе, постарайтесь следовать некоторым рекомендациям специалистов:
- Учитывайте периоды работоспособности девочек и мальчиков: девочки быстрее включаются в работу, но быстрее и устают. Мальчикам же необходимо дополнительное время для того, чтобы полностью погрузиться в работу.
- Поскольку для мальчиков характерна высокая поисковая активность, предлагайте им самостоятельно решить задачу, оказывая лишь незначительную помощь.
- Старайтесь подбирать для мальчиков нестандартные творческие задания, отмечайте их успехи и достижения.
- Обучая девочек, обратите внимание на развитие умения действовать самостоятельно, а не только по заданным схемам.
- Если вы недовольны мальчиком, изложите ему свои претензии кратко и точно, иначе он не дослушает вас до конца.
- Если вы недовольны девочкой, помните, что, скорее всего, она отреагирует эмоционально и может не понять, за что вы ее ругаете. Спокойно объясните ей, что именно вас не устраивает.
- И мальчиков и девочек необходимо ориентировать на успех, а не на избегание неудач.