#Методические разработки - Родителям

Если ребенок...

Памятка родителям будущего первоклассника

Каждый ребенок уникален или как научить дошкольника понимать и запоминать информацию


ЕСЛИ РЕБЕНОК …

 Если ребенок рассеян...

- Принимайте ребенка таким, какой он есть.
- Не ругайте за то, что он рассеян.
- Не ставьте рабочий стол ребенка рядом с окном. Уберите с него посторонние предметы. Устраните шумы, способные отвлечь его от интеллектуальной деятельности.
- Научите ребенка планировать свою деятельность. При выполнении учебных заданий научите пользоваться алгоритмами (программой действий) и на первых порах помогите их составить.
- Поддерживайте четкий распорядок дня.
- Используйте зрительные опоры для укрепления устных инструкций и заданий.
- Давайте ребенку только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения. Во время работы не отвлекайте его.
- Учите ребенка ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, выполнять действия, сличать результат  с запланированным.
- Научите рассеянного ребенка вязать, шить, вышивать, фотографировать, выжигать и т.п., так как эти виды деятельности способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности.
- Поручайте рассеянному ребенку ответственные задания, требующие поэтапного достижения цели. В случае необходимости осторожно направляйте его.
- Чаще просите проверить ошибки в чьей-либо тетради, выполнить кропотливую работу (н-р: перебрать пшено и т.д.).
- Поощряйте и хвалите за все виды деятельности, требующие концентрации внимания, усидчивости и сосредоточенности.


Если ребенок застенчив...

- Выражайте безусловное расположение ребенку.
- Обращайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует повышения уровня тревожности.
- Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.
- Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить.
- Заранее разъясните ребенку новую ситуацию, и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.
- Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите их идти на разумный риск и переносить поражения. Учите тому, что неудача - это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.
- Помогите застенчивым найти и оценить в себе все то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу без излишнего смущения.
- Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его возможностям.
- Помните, что застенчивому ребенку необходима стабильность во всем, ибо любые изменения для них  крайне болезненны.
- Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. Прикосновение успокаивает, лечит и стабилизирует ребенка.
- Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми.
- Учите ребенка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями к вашим друзьям, соседям.
- Обращайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста, “глаз-в-глаз”, т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.
- Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить.
- Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и  искренне. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.


Если ребенок тревожен и испытывает страхи...

- Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
- Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность.
- Насыщайте жизнь ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите “добрыми глазами”, осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребенка, оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам, слушайте ребенка “активно”.
- Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.
- Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был больше).
- Удалите из окружения ребенка тревожных и истеричных людей.
- Не рассказывайте ребенку страшные истории не только на ночь, но и днем. Не читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы.
- Занимайте ребенка какой-либо деятельностью в течение дня. Если ему нечем заняться, он может возвращаться к своим переживаниям.
- Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу.
разберите ее во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно придумайте и прорепетируйте его собственное поведение.
- Объясните ребенку, что собой представляет пугающий объект, как он устроен, ”откуда берется”.
- Запаситесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно.
- Если страхи у ребенка не проходят и имеют навязчивый характер, прибегните к помощи специалиста.

Если ребенок агрессивен...


- Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
- Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня что ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.
- Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
- Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
- Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.
- Расширяйте кругозор ребенка.
- Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом.
- Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на ней внимания окружающих.
- установите строгий запрет на агрессивные действия ребенка. Попытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их.
- Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-приемлемый и эмоционально-наполненный смысл.

Бороться с агрессивностью нужно
:

- Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
- Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте  предельно кратким.
- Отвлечением, Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.
- Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка - подождите, пока поступок повторится.
- Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это побудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.

Назад




ПАМЯТКА  РОДИТЕЛЯМ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

    1. Будите ребенка утром спокойно, будьте терпе­ливы, постарайтесь не подгонять его: рассчитать вре­мя, необходимое на сборы в школу, — ваша задача.
    2. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: если на первых уроках он будет думать о булочке и соке, то не сможет сосредоточиться на материале урока. Если ваш малыш не любит «школьную» еду, обязательно по­ложите ему в портфель то, что он предпочитает, — ма­ленький питьевой йогурт, пирожок или яблоко.
    3. Прощаясь перед дверями школы, подбодрите ребенка, пусть он услышит несколько ласковых слов, а не предупреждения вроде «не балуйся», «веди себя хорошо» или «только попробуй принеси плохие от­метки».
    4. Если после уроков учитель сделал какие-то за­мечания по поводу поведения или усвоения материа­ла вашим ребенком, не торопитесь сразу выяснять отношения с педагогом (особенно при ребенке) или с самим первоклассником. Если ребенок возбужден, очень хочет поделиться с вами чем-то, выслушайте его. Если огорчен, молчит, не пытайте его вопроса­ми, пусть успокоится и все расскажет сам немного позже. Делайте выводы, выслушав обе стороны.
    5. Постарайтесь встречать ребенка после уроков доброжелательно. Даже если вас волнуют его успехи в школе, не начинайте беседу с ним с вопроса: «Что ты сегодня получил?» Это не самое главное в жизни маленького ученика. В противном случае ваша тре­вога может только усилить беспокойство, свойствен­ное ему в первые учебные дни.
    6. Придя из школы, не усаживайте ребенка сразу за уроки: погуляйте вместе, пообедайте, очень поле­зен дневной сон.
    7. Помогая ребенку при выполнении домашних заданий, наберитесь терпения, подбодрите его: «У тебя все получится», «Давай разберемся вместе». Помогай­те только в том случае, если ребенок действительно не справляется сам.
    8. Через каждые 15—20 минут работы предостав­ляйте ребенку возможность сменить вид деятельно­сти, например предложите подвижную игру.
    9. Если ребенок говорит, что плохо себя чувству­ет, отнеситесь к этому серьезно: быть может, темп работы слишком напряженный, не соответствует его физиологическим возможностям.
    10. Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными успехами (неделю, месяц назад и др.), а не с результатами одноклассников и сверстников.
    11. Даже если домашняя работа выполнена, на ваш взгляд, недостаточно аккуратно, желательно не застав­лять ребенка переписывать ее: утомление от чрезмер­ных ежедневных нагрузок может перерасти в переутом­ление и даже вызвать «внезапную» болезнь.Воспринимайте полученные ребенком в шко­ле оценки спокойно, не драматизируйте ситуацию и не хвалите его чрезмерно, фиксируйте внимание ре­бенка не на отметке, а на реальных достижениях: об­ращайте его внимание на то, чему он научился за день, неделю, месяц и т. д.
    12. Укладывая ребенка спать, вспомните вместе с ним, чего он достиг в течение дня. Постарайтесь от­метить его малейшие достижения: красиво написан­ная буква «В», аккуратно уложенные в портфель тет­радки, быстро выполненное задание по одному из предметов. Пусть долгий день вашего ребенка завер­шит встреча с друзьями на прогулке.
    13. Предъявляйте в семье единые педагогические требования к ребенку, все свои разногласия и недо­вольства по поводу школы, программы обучения, учи­теля обговаривайте без него.

Удачи вам и вашему ребенку! Счастливого пути по дорогам знаний!

Назад

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК УНИКАЛЕН, или КАК НАУЧИТЬ ДОШКОЛЬНИКА ПОНИМАТЬ И ЗАПОМИНАТЬ ИНФОРМАЦИЮ

Нет ни одной методики преподавания на свете, которая бы подходила для всех детей даже одной воз­растной группы. Поэтому-то в настоящее время все чаще и чаще звучат слова в защиту индивидуализа­ции обучения, главной целью которой и является со­хранение индивидуальности каждого ребенка и даль­нейшее ее развитие. Бетти Лу Ливер (1995) пишет: «То, что является лекарством для одного, может стать ядом для другого...»
Еще одной ловушкой для взрослых, готовящих ре­бенка к школе, является то, что родители (или даже педагог), объясняя ребенку новый материал, опирают­ся прежде всего на свои особенности, подавая мате­риал в удобной для них, взрослых, форме, предлагая такие способы понимания, заучивания, которые ко­гда-то в детстве помогали именно им. Например, папа просит ребенка составить план задачи, а мама, кото­рой когда-то это помогало, требует чуть ли не дослов­ного пересказа условия задачи. Бабушка же предлага­ет считать на пальцах. Ребенок, возможно, с трудом осваивает все предложенные ему способы, но у него есть свой рецепт успешности, о котором, к сожалению, взрослые даже не догадываются спросить. Вот и при­ходится малышу приспосабливаться сначала к папи-ной-маминой-бабушкиной манере, а затем — к мане­ре учителя.
А ведь любой из нас, взрослых, знает, что каждый постигает мир удобным для него способом, у каждо­го есть свой стиль овладения знаниями. Повезет, если ведущий стиль восприятия информации ребенком и стиль подачи информации учителем совпадет. Одна­ко опыт показывает, что это происходит далеко не всегда, даже когда нас учит по всем предметам один и тот же педагог. А что же делать, если уже в первом классе в некоторых школах ребенок за один учебный день обучается сразу у 3—4 учителей? Как избежать конфликта стилей, который может привести как к неуспеваемости, так и к эмоциональным срывам ре­бенка и даже к отказу посещать школу? Прежде все­го — быть внимательным к ученику.
Каждый ребенок уже до начала систематического обучения в школе обладает определенным опытом, который, к сожалению, далеко не всегда ему удается использовать. Ведь взрослые очень редко спрашива­ют его об этом, а сам он пока еще не умеет перено­сить уже имеющийся у него навык на разные виды деятельности.
Индивидуальный стиль возникает на основе при­родных форм реагирования, зависит от наследствен­ных задатков, но вырабатывается в процессе воспи­тания и развития.
Чаще всего родители склонны передавать извест­ную информацию детям удобным для них самих спо­собом. Если возможности ребенка совпадают с тем­пом, объемом, характером материала, подаваемого взрослыми, проблем не возникает: малыш быстро воспринимает информацию. Естественно, занятия в этом случае доставляют удовольствие как ребенку, так и взрослому. Однако многие родители сталкива­ются с тем, что их сын или дочь, казалось бы такие смышленые и заинтересованные в новых знаниях, не могут понять элементарных объяснений простых, до­ступных вещей. Родители подчас бьются по несколь­ко дней кряду, пытаясь объяснить ребенку ту или иную прописную истину, в результате чего у него появляются слезы, а у взрослых возникает раздраже­ние и даже обида на непонятливого ученика. Почему так происходит? Ведь и взрослый и ребенок действи­тельно заинтересованы в занятиях и проявляют ста­рание. Причиной такого взаимного непонимания и, как результат, низкой эффективности занятий может быть как несоответствие стиля обучения ребенка сти­лю подачи информации взрослым, так и недостаточ­ный учет индивидуальных особенностей маленького ученика.
Чтобы не допустить подобного и не лишить ре­бенка радости познания, необходимо, готовя его к школе, осуществлять индивидуальный подход, учи­тывать пол ребенка, его темперамент, потребность в общении, движении, состояние его здоровья и т. д. О том, как учитывать некоторые из этих особенно­стей, делая тем самым процесс подготовки к ш?оле более интересным и приятным, мы и постараемся рассказать


ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ

Зачастую мы, родители и педагоги, не учитываем не только таких скрытых индивидуальных особенно­стей малыша, как стиль мышления, способ запоми­нания и сохранения информации, но и таких явных различий, как принадлежность к тому или иному полу.
Надо признаться, что мы, как правило, игнорируем в процессе подготовки к школе, мальчик или девочка является нашим подопечным, и предъявляем подчас невыполнимые требования, поскольку не учитываем их специфических особенностей. Так, нам приятно иметь дело с усидчивой девочкой, физиологическая и психологическая готовность к школе которой соот­ветствует норме. Общаясь с ней во время занятия, мы часто ее хвалим, обращая внимание остальных детей на то, как должен вести себя ученик. А сидящий ря­дом с ней мальчишка, все мысли которого связаны в этот момент с игрой в «ментов», раздражает нас, хотя мы и знаем о том, что школьная зрелость зачастую у девочек формируется раньше, чем у мальчиков. Зна­чит, и требования к мальчикам и девочкам должны быть различными. Должны быть... но на деле все ока­зывается иначе, и далеко не всегда мы учитываем по­ловые различия учеников. Специалисты же утверж­дают, что мальчики и девочки имеют специфические особенности, которые проявляются как во время под­готовки к школе, так и в период систематического обучения, причем уже в начальных классах.
Различия в готовности девочек и мальчиков к шко­ле могут быть обусловлены характером мотивации. Как правило, девочки мотивированы на содержание учебной работы, а мальчики выражают негативное отношение к ней и к системе школьных взаимоотно­шений вообще.
Отношение девочек к учебе зависит от степени их эмоциональной включенности в этот процесс, от эмоционального принятия учительницы. Но если тре­бования учителя не вполне соответствуют особен­ностям их психики, они, вследствие большей кон­формности и внушаемости, чем у мальчиков, быст­рее адаптируются к новым и нехарактерным для них способам деятельности. Мальчики же в подобнойситуации чаще выражают протест, вплоть до отказа посещать школу. Причем, если учитель или родители отчитывают ребенка за «неудобное» для взрослых по­ведение, мальчики, как правило, гораздо быстрее «от­ключаются», просто переставая воспринимать инфор­мацию.
Девочки обычно успешнее мальчиков в выполне­нии заданий, связанных с речевой деятельностью, а мальчики — в выполнении нестандартных учебных задач.
Проведенное нами исследование показало, что мы, взрослые, воспринимаем мальчиков как более смелых, подвижных, веселых и общительных по сравнению с девочками. Девочки же, по мнению опрошенных взрослых, умнее, серьезнее, старатель­нее, дисциплинированнее, добрее, вежливее, само­стоятельнее и внимательнее, чем их сверстники-мальчики.
Большинство респондентов заявили, что хотели бы, чтобы мальчики выросли умными (78 %), силь­ными (72 %), смелыми и решительными (70 %), за­ботливыми (65 %), трудолюбивыми (51 %), добрыми (51 %). От девочек же мы, взрослые, ожидаем, что они вырастут умными (80 %), добрыми (74 %), заботли­выми и ласковыми (64 %).
Проанализировав полученные данные, можно увидеть, что, ожидая от повзрослевших детей прояв­ления определенных личностных качеств, мы, как ни парадоксально, зачастую сами лишаем их возможно­сти соответствовать нашим ожиданиям. Ведь если мы хотим, чтобы мальчик превратился в сильного, смелого мужчину, то, вероятно, не стоит подавлять его сме­лость и решительность, требуя беспрекословного подчинения в школе. Как он может стать смелым и ре­шительным, если любая активность ребенка, не за­планированная нами, резко прерывается, запрещается родителями и особенно — педагогами? А ожидая, что девочка станет доброй, заботливой и любящей женой и матерью, мы, наверное, напрасно требуем от нее в школьные годы чрезмерной ответственности, даже жесткости, а также досконального изучения тех дис­циплин, которые вряд ли пригодятся ей в жизни.
Интересен факт, что самое одобряемое взрослыми качество девочек и мальчиков в будущем — ум. Одна­ко наши ожидания от школьников сегодня связаны с послушанием, дисциплинированностью, ответ­ственностью. А для того, чтобы дети стали умнее, мы, взрослые, делаем не так уж много — увеличиваем по­ток информации, — что в конечном итоге вряд ли будет способствовать достижению нашей цели. Уве­личение объема знаний и «бесполое» — недифферен­цированное, не учитывающее половых различий мальчиков и девочек — обучение, скорее всего, при­ведет к снижению учебной мотивации и уменьшению успехов наших детей.
С. В. Зверева обращает внимание на интеллек­туальные различия мальчиков и девочек, отмечая, что академическая успеваемость мальчиков в школе определяется уровнем развития общего, вербально­го (речевого) и невербального интеллекта. У дево­чек же успешность обучения чаще всего зависит только от развития вербального интеллекта. Если задание учителя интересно для девочек и вызывает у них положительные эмоции, то они, как правило, используют все свои речевые возможности, чтобы получить высокую оценку. Кроме того, именно де­вочки стараются учиться лучше, если им нравится учитель.
Интересны приводимые С. В. Зверевой факты, подтверждающие зависимость успешности обучения первоклассников от типа их темперамента. Так, боль­ше всего проблем с получением высоких оценок —
у мальчиков-меланхоликов и девочек-холериков, что, безусловно, может объясняться существованием сте­реотипов о мужественности и женственности. Санг­винический тип темперамента, особенно для мальчи­ков, — наиболее «удачен» с точки зрения обучения в начальной школе.
Выполнение хотя бы самых общих правил взаи­модействия с мальчиками и девочками поможет взрослым избежать многих педагогических ошибок.


Поэтому, готовя ребенка к школе, постарайтесь следовать некоторым рекомендациям специалистов:

      • Учитывайте периоды работоспособности девочек и мальчиков: девочки быстрее включаются в ра­боту, но быстрее и устают. Мальчикам же необхо­димо дополнительное время для того, чтобы пол­ностью погрузиться в работу.
      •  Поскольку для мальчиков характерна высокая поисковая активность, предлагайте им самостоя­тельно решить задачу, оказывая лишь незначи­тельную помощь.
      •  Старайтесь подбирать для мальчиков нестандарт­ные творческие задания, отмечайте их успехи и до­стижения.
      •  Обучая девочек, обратите внимание на развитие умения действовать самостоятельно, а не только по заданным схемам.
      •  Если вы недовольны мальчиком, изложите ему свои претензии кратко и точно, иначе он не дослушает вас до конца.
      •  Если вы недовольны девочкой, помните, что, ско­рее всего, она отреагирует эмоционально и может не понять, за что вы ее ругаете. Спокойно объяс­ните ей, что именно вас не устраивает.
      • И мальчиков и девочек необходимо ориентировать на успех, а не на избегание неудач.